Поиск





Пятница, 25.05.2018, 08:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Всё что нас окружает имеет свою загадку...
Главная | Регистрация | Вход


Главная » Общие знания географии

Великая нефть Сибири

Предсказанная еще в 30-е годы академиком И. М. Губкиным, западносибирская нефть была обнаружена в 1960 г., а вскоре был добыт ее первый миллион тонн. Открытие сибирской нефти сняло ограничения с развития советской нефтяной промышленности.

Западносибирская нефтькрупнейшее геологическое открытие нашего времени. Общие запасы месторождений этого бассейна (их здесь обнаружено более 100) намного превышают ресурсы Волго-Уральской нефтегазоносной провинции и уже теперь позволяют добывать до миллиарда тонн нефти в год. Запасы газа также исчисляются астрономической цифрой 15—16 трлн. куб. м. Благодаря всему этому появилась реальная возможность создать в Западной Сибири крупнейшую нефтяную и газовую базу страны.

Правда, если говорить об освоении этой базы, то мало где природа создала перед человеком столько трудностей, как в этих местах. Здешний край огромен по площади; крайний юг нефтегазоносных земель Западно-Сибирской равнины удален от их северных границ (только сухопутных: есть предположение, что нефть и газ залегают под Карским морем) на такое же расстояние, на какое Архангельск удален от Астрахани. И преодолеть здесь расстояния куда сложнее, чем в Европейской части: ведь эта территория очень мало или совсем не заселена, покрыта тайгой — непроходимыми урманами, а также лесотундрой и тундрой. Она держит мировой рекорд по заболоченности: нигде в мире нет таких громадных заболоченных пространств. Как назло, богатейшие месторождения лежат под самыми мощными торфяниками. Ко всему этому добавляется суровость климата, а севернее Сибирских Увалов еще и вечная мерзлота. Строить здесь дороги, поселки, нефте- и газопроводы — сложнейшая задача. Однако эти обстоятельства стали причиной рождения очень интересных технических проектов. Так возникли буровые установки на воздушной подушке, плывущие над гиблыми болотами; изобретен способ понижения температуры дорожного полотна за счет испарения природного газа в пористой массе. Таким образом, мерзлота не тает и тысячекилометровый искусственный каток даже летом может связать отдаленные районы нефтепромыслов с базами; сконструированы специальные опоры для нефте- и газопроводов.

Помощником геологов и строителей стал вертолет. С помощью вертолетов проложены своеобразные дороги от поселка к поселку, с их помощью осуществляется связь с изыскателями и прокладчиками трасс, где сооружаются нити трубопроводов.

Благодаря самоотверженному труду западносибирских нефтяников страна в 1970 г. получила 31 млн. т нефти — значительно больше тех 20—25 млн. т, что были намечены восьмым пятилетним планом. Новая база в кратчайший срок оставила позади старейший нефтяной район страны — Баку, а к концу девятой пятилетки она стала давать нефти значительно больше, чем ее дает сейчас наша главная нефтяная база — Татария.

В этом районе удачно сочетаются благоприятные геологические особенности: очень высока плотность запасов на больших площадях, кроме того, нефть залегает на очень удобных для добычи глубинах. Западная Сибирь отличается также высокой долей крупных месторождений, позволяющих организовать добычу с небольшими затратами. Например, одно такое месторождение — Самотлорскоеспособно ежегодно давать нефти в четыре раза больше, чем все месторождения Апшеронского полуострова. Но месторождения Западной Сибири не только крупны, они еще и высокодебитны: скважины, пробуренные на них, дают много нефти. Наконец, качество западносибирской нефти оказалось значительно выше, чем волго-уральской.

Но Западно-Сибирская равнина это не только нефть и газ, это еще и 8 млрд. куб. м леса, 90 млрд. т торфа, до 500 млрд. т железной руды (Колпашевский бассейн), это подземный океан термальных и субтермальных вод. Леса Обь-Иртышья на 1,5-2 тыс. км ближе к основным лесопотребляющим районам Росийской Федерации, чем леса Восточной Сибири.

Все эти обстоятельства и определяют союзный «заказ» создаваемому здесь новому комплексу или его специализацию быть поставщиком нефти, газа, леса, а позже и продуктов их переработки для других районов страны. В 1980 г. добыча нефти в Западной Сибири должна была быти 230—260 млн. т, газа — до 180—220 млрд. куб. м, заготовки леса — до 50—60 млн. куб. м.

В истекшей девятой пятилетке заложены основы этого комплекса: организованы нефтепромыслы, добывается нефть на Самотлоре, освоен Березовский газоносный район, выросли новые города и поселки — Сургут, Урай, Нефтеюганск, Нижневартовский, Горно-Правдинск, Светлый, Комсомольский, Советский. Все эксплуатируемые месторождения нефти подключены к магистральным нефтепроводам Стрежево — Нижневартовский — Сургут— Усть—Балык и Урай—Тюмень.

Начато освоение главных газовых кладовых Западной Сибири, ведутся работы по эксплуатации газового месторождения у селения Медвежье, идет строительство нового газопровода на Урал: Надым — Пунга — Серов. Отсюда же берет начало крупнейшая в мире система газопроводов — «Сияние Севера».

Чтобы дать тюменской и томской нефти выход на восток, заканчивается строительство нефтепровода Александровское — Анжеро-Судженск (с крупнейшим в мире диаметром труб — 1220 мм). Около Анжеро-Судженска он вольется в транссибирскую нефтепроводную магистраль, которая будет расширена и продолжена сначала до Красноярска и Иркутска, а затем до Тихого океана. Нефтепровод Усть-Балык — Омск, введенный в эксплуатацию в 1968 году, продолжается на юг. Он понесет северную нефть через степи и пустыни Казахстана до Чимкента. Таким образом, создается крупнейшая в мире система нефтепроводов, которая охватит своими ветвями весь север Евразийского континента. Жизненный центр этой системы, главный ее двигатель и наполнитель — Западно-Сибирская равнина.

Но для того чтобы новый комплекс действовал, чтобы нефть, газ, лес шли оттуда непрерывным потоком, недостаточно проложить трубопроводы. Необходимы и другие составляющие этого сложного производственного организма, его фундамент: все виды транспорта, и прежде всего железнодорожного, строительная и энергетическая базы и база по ремонту техники, развитое жилищно-коммунальное хозяйство, торговля. И сейчас очень многое делается для этого. Построены железные дороги Ивдель—Обь, Тавда—Сотник, Аси- но—Белый Яр. Все ближе к самому центру нефтеносных земель и центру их освоения — Сургуту — подходит главная железная дорога нефтяной целины — Тюмень — Тобольск — Сургут; вслед за «мостом электрическим», повисшим над Обью на 180-метровых опорах электропередачи, через могучую реку перекинулся мост железнодорожный. Объекты промышленности строительных материалов возводятся и на юге — в Тюмени, и в центре нефтеносных земель, и на далеком севере — у отрогов Полярного Урала. Начато строительство мощной Сургутской ГРЭС, которая будет работать на очищенном попутном газе, получаемом при добыче нефти. Разворачиваются ремонтные предприятия. Строятся жилые дома, больницы, школы, детские сады.

С тех пор как из первой западносибирской скважины ударила нефть, прошло более шездесят лет. Однако за этот поразительно короткий исторический срок здесь произошли очень большие перемены. Теперь даже с самолета хорошо видно, как в этот таежный край вторглась сегодняшняя бурная жизнь страны Здесь пролегли многокилометровые прямые линии просек, стройные ряды мачт электропередачи, правильные прямоугольники и аккуратные «кирпичики» поселков, всюду видны скопления нефтяных вышек. Край почти нетронутой, девственной природы приобретает индустриальный облик.

Категория: Общие знания географии | Добавил: braveahiles (08.08.2012)
Просмотров: 3721 | | Рейтинг: 5.0/1
Интересный материал? Поделитесь с друзьями:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright Science Corp © 2018