Поиск





Среда, 22.05.2019, 09:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Всё что нас окружает имеет свою загадку...
Главная | Регистрация | Вход


Главная » Общие знания географии

На голубых дорогах нашей родины

Речной флот Российской Федерации во время навигации ни днем ни ночью не прекращает своей работы. Какие только суда не плавают по нашим рекам! Вот приземистый силач буксир ведет за собой караван тяжелых барж. Ярко блестят на них белоснежные горы соли, или громоздятся кипы хлопка, или чернеют груды каменного угля. Навстречу каравану, бесшумно рассекая волны, скользит нарядный пассажирский теплоход. Это настоящий плавучий дворец. Его каюты, салоны, рестораны и палубы прекрасно оборудованы. Десятки тысяч российских граждан проводят свой отпуск в путешествиях по Волге, Каме, Днепру, Енисею и другим рекам.

Медленно и величаво проплывают по Волге нефтяникиогромные металлические баржи, груженные бакинской нефтью. Они глубоко сидят в воде — до самых бортов. Другие баржи несут в своих трюмах тысячи тонн зерна. Этим судам не нужен буксир: они имеют собственные двигатели, работающие на жидком топливе. Такие баржи называются самоходными. А вот движется живорыбная баржа. В ее трюмах спокойно плавает рыба. Это своеобразный рыбопитомник. При его помощи можно переселять рыбу из одной реки в другую. Много судов самых разнообразных типов плавает по рекам России. Все они построены на отечественных судоверфях и обслуживаются несколькими тысячами работников речного флота.

Но, пожалуй, ничто не производит такого впечатления на водных путях нашей страны, как плоты. Каждый камский плот похож на длинную плавучую улицу, вымощенную бревнами. На плоту стоят дома, где живут сплавщики. У домов горят костры, звучит радио. Подростки играют в волейбол. И эта бревенчатая улица вслед за буксиром медленно движется вниз по течению реки.

Камские плоты формируются в верховьях реки. Весь процесс сборки от начала до конца механизирован. Здесь можно увидеть десятки разнообразных механизмов — кранов, транспортеров, подвесных дорог. Это дает возможность в короткий срок собрать в плоты громадное количество бревен.

Капитану и его помощнику — штурману значительно труднее направлять движение своего судна по реке, чем шоферу вести автомобиль по шоссейной или проселочной дороге. Шофер хорошо видит повороты дороги, ее подъемы и спуски. А от капитана и штурмана различные опасности для движения судна скрыты под водной гладью реки. Вот почему на судоходных реках необходимы путевые знаки, которые подскажут, где безопаснее можно проплыть.

Взойдем на капитанский мостик пассажирского теплохода и вместе со штурманом будем следить за этими знаками.

Вот на реке видны бакены: белые — возле левого берега, красные — возле правого берега. И те и другие бакены определяют границы судового хода (фарватера) и одинаково настораживают штурмана. За линией бакенов находятся такие места, где теплоход можно посадить на мель.

С наступлением темноты по обеим сторонам судового хода вспыхивают многочисленные огни ночной сигнализации — белые и красные.

На длинных прямоугольных участках судового хода устанавливаются особые знаки. Многие из вас, наверно, видели на берегу реки большие деревянные щиты треугольной формы, окрашенные в белый или красный цвет. Это створные знаки. Два таких щита ставят друг от друга на расстоянии нескольких десятков метров, причем задний щит должен быть несколько выше переднего. Через каждый щит сверху вниз проходит черная полоса. На вершине щитов установлены фонари с толстым ребристым стеклом — створные огни. Щиты-треугольники так расставлены на берегу, что прямая линия, проходящая через обе черные полосы или через горящие на щитах фонари, как раз соответствует середине судового хода.

Когда рулевой точно ведет судно по створу, то он видит черные полосы совмещенными. Если они начнут расходиться, значит, судно выходит из створа. Ночью рулевой ведет судно по белым огням фонарей, установленных на створных знаках.

На реках имеются перекатымелководные участки, протянувшиеся от одного берега до другого. О небольшой глубине реки на перекатах предупреждают штурмана специальные путевые знаки. Их поднимают на реях мачт, установленных на берегу за 500 м выше и ниже по течению реки от начала переката. Каждый прямоугольник показывает 100 см глубины, большой шар — 20 см, а малый шар — 5 см.

В половодье на сигнальных мачтах вместо шаров нередко вывешивают крестообразный знак. Это значит, что глубина тут достаточна для прохождения самого крупного речного судна.

Научившись разбираться в судовых сигнальных огнях, вы задолго до встречи можете определить, какое судно показалось впереди. Если на мачте горит один белый огонь, значит, это пароход или теплоход, идущий без барж. Два огня, расположенные один под другим, предупреждают о встрече с буксиром, который ведет баржи. Если караван состоит из барж-нефтянок, то в зависимости от того, налита в них нефть или бензин, на мачте горят либо два белых и выше них красный огонь, либо один белый и выше два красных. Три белых мачтовых огня один под другим означают, что буксир тянет за собой плот.

При встрече речные суда «приветствуют» друг друга продолжительным свистком. Однако этот свисток означает не только приветствие, но и вопрос.

С судна, идущего вниз по течению, после свистка начинают махать с мостика белым флагом, а ночью сигнализировать белым светом фонаря. Если так называемая «отмашка» производится с левого борта, то это означает предложение встречному судну пройти слева. Согласие на предложение должно быть подтверждено продолжительным свистком и «отмашкой» тоже с левого борта. Два коротких свистка и соответствующая «отмашка» означают необходимость расходиться с правого борта.

В стране построены крупные судоходные каналы. Эти искусственные водные пути соединяют реки и моря. Так, Беломорско-Балтийский канал, созданный в первую пятилетку, соединил Белое море с Балтийским. Чтобы проехать из Санкт-Петербургого порта в Белое море, люди теперь не плавают в чужих водах вокруг Скандинавии, как это было раньше.

Величайшая водная магистральВолга проходит в 100 км к северу от Москвы. А единственный ранее водный путь от Москвы до города Горького, пролегающий по Москве-реке и Оке, тянется более чем на 1000 км. Нельзя было мириться с такой грубой «географической ошибкой». В 1937 г. строители канала имени Москвы эту «ошибку» исправили, соединив столицу нашей Родины с Волгой кратчайшим путем (128 км). Благодаря этому Москва сделалась крупным портовым городом.

Наконец, в 1952 г. народ отпраздновал открытие Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. Этим каналом было завершено соединение при помощи внутренних водных магистралей пяти морей Европейской части Российской Федерации: Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного.

В последние годы открыт Волго-Балтийский водный путь, и теперь из Москвы в Санкт-Петербург можно проехать по каналам и рекам.

Категория: Общие знания географии | Добавил: braveahiles (09.08.2012)
Просмотров: 979 | | Рейтинг: 0.0/0
Интересный материал? Поделитесь с друзьями:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright Science Corp © 2019