Поиск





Среда, 21.02.2018, 16:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Всё что нас окружает имеет свою загадку...
Главная | Регистрация | Вход


Главная » Общие знания географии

ДнепроГЭС

Больше тысячи лет назад Днепр был важнейшей магистралью на пути «из варяг в греки» — от Балтийского моря к Черному. И тысячу лет днепровские пороги на протяжении десятков верст преграждали эту созданную самой природой речную дорогу. Правда, еще в 1785 г. был выдвинут проект покорения строптивого Днепра, после этого было предложено еще два десятка подобных проектов, но все они отвергались как фантастические затеи.

То, что казалось несбыточной мечтой в царской России, осуществили советские люди. В 1920 голодном году, когда на полях нашей Родины еще полыхали огни гражданской войны, был разработан и утвержден первый план электрификации России — ленинский план ГОЭЛРО. Среди запланированных десяти крупных гидроэлектростанций первые места занимали Волховская и Днепровская.

На Днепрострое впервые были широко механизированы земляные и строительно-монтажные работы, здесь применялись мощные по тому времени экскаваторы и краны, десятки паровозов широкой и узкой колеи, грузовые автомашины; и все же в разгар работ на строительстве трудилось до девяти тысяч человек.

За один только 1930 г. в плотину было уложено свыше полумиллиона кубометров бетона — о таких темпах тогда еще не слыхали нигде в мире.

Огромная, выгнутая дугой плотина длиной 760 м и высотой до 62 м в марте 1932 г. перегородила непокорную реку, уровень ее поднялся, скрылись под водой древние пороги. В Первомай 1932 г. уже пущен был первый агрегат станции, а незадолго до 15-й годовщины Великого Октября состоялось торжественное открытие первой очереди Днепровской гидроэлектростанции имени В. И. Ленина.

Стоит напомнить, что в то время мощность всех советских гидростанций достигла всего лишь 504 тыс. квт. По своей полной мощности — 558 тыс. квтДнепрогэс представлял почти треть всего плана ГОЭЛРО.

Днепрогэс стал поистине электрическим сердцем Украины, питающим энергией заводы и фабрики, города и села Приднепровья, рудники Криворожья, шахты Донбасса.

Но мирный созидательный труд советских людей был прерван предательским нападением врага. Фашистские захватчики разрушили в СССР больше 60 крупных электростанций.

В конце декабря 1943 г. Советская Армия изгнала захватчиков из района Днепра. Больно было смотреть на груды развалин Днепрогэса, искромсанные металлоконструкции, изувеченное тело плотины, загубленные плоды многолетнего самоотверженного труда. Все девять генераторов, машинный зал с его уникальным оборудованием, шлюзовые устройства были уничтожены или изуродованы до неузнаваемости.

Но вслед за советскими воинами-освободителями шла другая армия — армия строителей. Уже в марте 1944 г. приступили к сооружению еще более совершенной гидростанции, а через три года, 3 марта 1947 г., она уже вступила в строй.

Это было второе рождение любимого детища советского народа. В том же, 1947 г., несмотря на огромные разрушения, Советский Союз по производству электроэнергии занял первое место в Европе и второе в мире. Страна уверенно вставала на путь мирного строительства.

К концу первой послевоенной пятилетки, в 1950 г., вступил в строй девятый агрегат Днепрогэса. Возрожденная станция по мощности превысила довоенную на 90 тыс. квт. При этом более совершенная автоматизация позволила сократить обслуживающий персонал: в 1940 г. здесь работало 290 человек, а после возрождения в смену дежурили только шесть.

От строительства отдельных, изолированных одна от другой станций мы перешли к созданию целого каскада крупных фабрик энергии, взаимно связанных гидроузлов, каждый из которых решает комплекс задач. Так, на Днепре построен каскад электростанций: несколько небольших гидроузлов на верхнем Днепре, затем Киевская, Каневская, Кременчугская, Днепродзержинская, Днепрогэс, Днепрогэс-2, Каховская. Цепочка гигантских водохранилищ, связанная в единую систему, позволяет почти полностью использовать могучую энергию Днепра, превышающую по своей мощности 2 млн. кет, и облегчает плавание крупных судов по всему глубоководному пути от Киева до Черноморского побережья.

В 1982 г. было завершено строительство канала Днепр — Донбасс и водовода к городу Харькову; будут продолжены работы по строительству Каховской оросительной системы; начнется строительство второй очереди Северо-Крымского канала, который даст воду северо-западной части Крыма. Это увеличит количество орошаемых земель данного района.

Категория: Общие знания географии | Добавил: braveahiles (10.08.2012)
Просмотров: 861 | | Рейтинг: 0.0/0
Интересный материал? Поделитесь с друзьями:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright Science Corp © 2018